Конспект урока: Деятельность — способ существования людей
Вспомните, чем активность животных отличается от деятельности человека (см. урок 1). Как существовало бы человеческое общество без деятельности?
Деятельность человека: основные характеристики
В отличие от других живых существ, приспосабливающихся к окружающей среде, человек обладает способностью качественно изменять её. В результате создаётся вторая природа человека — культурная среда. Она предполагает создание комфортных условий жизнедеятельности человека, что позволяет ему более полно удовлетворять возникающие потребности. В современном мире человек во многом живёт уже в искусственной среде, которая создана им самим. Помимо этого он совершает многие виды действий, которые выходят далеко за круг его непосредственных биологических потребностей. Всё это говорит о том, насколько важное значение имеет деятельность человека.
Деятельность — форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и подчинение его целям человека.
• человек обеспечивает себя средствами существования: пищей, одеждой, жильём и т. п. — это хозяйственная, экономическая деятельность;
• посредством взаимодействия и общения с другими людьми человек производит различные социальные связи, можно сказать, производит и изменяет общество — это социальная деятельность;
• своей деятельностью люди преобразуют природу и творят мир культуры — «вторую природу»;
• деятельность человека формирует его сознание.
Характерными свойствами человеческой деятельности являются:
- сознательный характер (человек ставит цель);
- продуктивный характер (человек получает результат);
- преобразующий характер (человек изменяет мир);
- общественный характер (человек взаимодействует с людьми);
- орудийный характер (человек пользуется орудиями труда).
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности.
Существуют разные классификации потребностей. Обычно их разделяют на материальные, социальные и духовные, соответственно трём основным сторонам человека как биосоциального и духовного существа.
Существуют и более детальные классификации (рис. 1). Например, известный американский психолог Абрахам Маслоу предложил различать первичные и вторичные потребности. К первичным относятся:
Рисунок 1. Иерархия потребностей человека
- физиологические потребности: в воспроизводстве рода, пище, одежде, жилище, отдыхе и т. п.;
- потребности в безопасности и стабильности существования, в гарантии занятости и доходов, уверенности в завтрашнем дне.
При этом Маслоу считал, что человек переходит к более высоким потребностям, когда более или менее удовлетворяются его первичные и более простые потребности.
Практическое задание 1
Вспомните изученные ранее темы обществознания и заполните таблицу.
Структура деятельности
Осознаваемые людьми потребности становятся главным источником активности, т. е. мотивом деятельности. Кроме потребностей мотивами могут стать убеждения, социальные установки (формируются под воздействием общества), интересы, эмоции, идеалы. Мотивы, которые побуждают личность поступать определённым образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.
Осознаваемые мотивы — это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Неосознаваемые мотивы выступают в косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчёта в том, что именно им движет.
В структуре любой деятельности принято выделять субъект, объект, цель, средства её достижения, действия и результат.
Субъект — тот, кто осуществляет деятельность, объект — это то, на что она направлена. Объектом деятельности могут быть материальные вещи или процессы, другие люди или социальные группы (рис. 2).
Рисунок 2. Структура деятельности
Например, для политика объектом деятельности может быть всё общество определённой страны.
Во всякой деятельности ставится цель достичь определённого результата с помощью выбранных субъектом средств (различные приёмы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели). Например, крестьянин ставит цель получить урожай, работая на земле с помощью своих средств — орудий труда.
Цель — это вырабатываемый в сознании образ будущего результата, на достижение которого направлена деятельность. Например, в голове художника, прежде чем он начнёт писать картину, должен быть её предварительный мысленный образ.
В соответствии с целью выбираются и средства деятельности. Целесообразная деятельность также разбивается на отдельные действия, которые являются этапами общей программы деятельности.
Практическое задание 2
Старшеклассник с помощью учебников и пособий, занятий в онлайн-школе изучает обществознание и готовится сдать ЕГЭ. Выделите субъект, объект, цель, средства и результат этой деятельности. Каковы могут быть мотивы этой деятельности?
Многообразие деятельности
Человек живёт в деятельности. На протяжении всей жизни в разные возрастные периоды преобладающим становится определённый вид деятельности. Общение при этом, само являясь видом деятельности, сопровождает все её виды, определяя взаимодействие индивида с другими людьми и являясь основой социализации.
- Игра — ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определённые правила и нормы.
- Учение — приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учёба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, Интернета). Ученик не создаёт новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
- Труд — взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание полезного продукта. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающий мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
Особая деятельность — общение — направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнёр (равноправный субъект общения) и использование речи (языка). Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других). В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
- общение — это элемент любой деятельности, а деятельность — необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
- общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
- общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Ещё одним видом деятельности является творчество — деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нового, никогда ранее не существовавшего.
Создавая что-либо, человек вкладывает в это «свою душу», поэтому каждое новое творение по-своему уникально. В науке творчество способствует появлению открытий и изобретений, в искусстве — новых произведений. В процессе творчества не только создаются материальные и духовные ценности, но и происходит самоутверждение и самосовершенствование человека. Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция.
Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная её дифференциация предполагает выделение двух типов — практической и духовной деятельности (табл. 1).
Таблица 1. Виды деятельности
Деятельность
Практическая
Источник https://app.onlineschool-1.ru/10-klass/obshestvoznanie/deyatelnost-sposob-sushestvo/article