Сентиментальное путешествие по франции и италии анализ

Сентиментальное путешествие по франции и италии анализ

Абитуриенту и студенту привет! Надеемся, что информация представленная на сайте поможет Вам в выборе будущей профессии, страны и места обучения. Будь в месте с нами в курсе последних событий образования и ЕГЭ. Внезапно наступила сессия? Не беда, шпаргалки на помощь придут всегда!

Поступающим

  • Студенческие новости
  • Новости ЕГЭ
  • О шпаргалках и экзаменах
  • О профессиях
  • Обучение за рубежом
  • Видеокалейдоскоп

Популярное

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в нихПравила поступления во французский вузОбучение филологии заграницейВыбор страны для овладения высшим образованиемИспанские общежития для студентов

12. Лоренс Стерн

Творчество Лоренса Стерна венчает и завершает развитие английского сентиментализма и подготавливает почву для романтизма и критического реализма XIX в.

Рамки сентиментализма были тесны Стерну. Глубокий ин­терес к миру чувств сочетается у него с разрушительной иро­нией. Язвительно-сатирический смех приходит в столкнове­ние со свойственной сентиментализму чувствительностью. С полным основанием Стерна называют создателем сентимен­тально-юмористического романа. Смех Стерна перекликается с сатирой Свифта. Стерн выступает против рационалистиче­ского стремления изучать и изображать «человека вообще», против отвлеченных рассуждений и твердо установленных пра­вил. Стерн не доверяет идее разумности мира и человека. Он во всем сомневается, все подвергает анализу. Предметом своего анализа он делает человеческую натуру, объектом изображе­ния — сложный мир человеческих чувств и эмоций. С не мень­шим энтузиазмом углубляется Стерн в самоанализ. Субъектив­но-лирическое начало занимает в его романах важное место. Наблюдения и исследования Стерна в своем конечном итоге ведут к мысли о неразумности и пошлости буржуазного бытия.

Лоренс Стерн был сыном офицера. После окончания Кем­бриджского университета он принял духовный сан и стал священником в небольшой деревушке близ Йорка. Здесь он прожил более двадцати лет и переехал в Лондон, уже завоевав литературное признание. Непродолжительное участие в поли­тической жизни на стороне партии вигов убедило Стерна в беспринципности действий парламентариев и породило в нем неприязнь к борьбе парламентских группировок. В начале 60-х годов Стерн совершил путешествие по Франции и Ита­лии. Во Франции он познакомился с Дидро, Гольбахом и дру­гими энциклопедистами.

Литературное наследие Стерна невелико. Оно включает всего два романа, каждый из которых не является полностью законченным. Первый роман — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (The Life and Opinions of Tristram Shandy, Gentleman, 1760-1767), второй — «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» (A Sentimental Journey Through France and Italy, 1768).

Читать далее  Иммиграция в Болгарию в 2023 году: правила, способы, особенности

«Тристрам Шенди» — произведение необычное, «чрезвы­чайно своеобразное и во многих отношениях экстравагант­ное»1. Понять его своеобразие можно, учитывая то обстоя­тельство, что Стерн создавал не просто роман, а роман-пародию на произведения своих предшественников.

Стерн дает своему роману традиционное для XVIII в. на­звание — «Жизнь и мнения Тристрама Шенди», подчеркивая этим самым свое намерение рассказать о жизни героя, чье имя он, согласно традиции, включает в название произведения. Однако слово «мнения», заменившее обычное для названий романов Филдинга слово «приключения», позволяет уже с самого начала понять, что интересы автора связаны не столь­ко с внешними событиями жизни героя, сколько с его воспри­ятием этих, событий и его мнениями о них. Из дальнейшего становится очевидно, что собственно о жизни героя в романе не говорится: на протяжении нескольких первых книг расска­зывается о предыстории его появления на свет, а к концу по­вествования ему исполняется только пять лет. Но вместе с тем образ Тристрама Шенди присутствует в романе. Правда, ни­чего определенного о его характере, круге интересов и зна­комств, о его занятиях сказать нельзя. Представление о Три-страме Шенди можно составить лишь из отдельных намеков, деталей, содержащихся в многочисленных отступлениях, бег­лых и часто противоречивых замечаний.

Композиция стерновского произведения также является откровенным вызовом общепринятым принципам построения романа XVIII в. Стерн нарушает обычные формы повество­вания. Например, посвящение, которое принято предпосы­лать произведению, он помещает в середине романа; наруша­ет последовательность в нумерации глав; внезапно прерывая повествование, оставляет пустыми некоторые страницы; на­рушается и последовательность в изложении событий. Писа­тель увлекается отступлениями и с присущей ему иронией замечает: «Словом, произведение мое отступательное, но и поступательное в одно и то же время». И этот «отступательно-поступательный» принцип выдержан до конца.

В «Тристраме Шенди» изображены члены семейства Шенди и передана атмосфера жизни в имении Шенди-Холл. На первый план выступают фигуры братьев Вальтера и Тобн Шенди — отца и дяди Тристрама. Рядом с ними — жена Вальтера, капрал Трим, пастор Йорик, доктор Слоп, Тристрам, от лица которого ведется повествование, и, конечно, сам автор — Лоренс Стерн, чье присутствие ощущается на каждой странице романа.

Читать далее  Самостоятельное путешествие в Грецию

Семейная тема в английской литературе уже освещалась в романах Ричардсона. Стерн все это переосмысливает и пере­оценивает, не допуская ни малейшей идеализации. Под его пе­ром буржуазное существование предстает как фарс. «Тристрам Шенди» — пародия на семейно-бытовой роман.

Провинциальный сквайр Вальтер Шенди, разбогатевший на торговле, предстает перед нами как личность во всех отноше­ниях незначительная. Он всецело погружен в мелочные расчеты и семейные дрязги, он самовлюблен и эгоистичен. Иронический комментарий писателя беспощадно разрушает мнимое величие Вальтера Шенди, обнаруживая его суетность и тщеславие.

Самым «стерновсхим» героем является дядя Тоби. Его образ противостоит образу Вальтера Шенди. Дядя Тоби — герой чув­ствующий. Он отзывчив и добр, прост и искренен. И хотя его жизнь столь же пуста, как и существование Вальтера Шенди, Стерн пишет о нем с мягким юмором. Ему импонирует доброе сердце и отзывчивая душа этого милого и странного чудака. Если Вальтер Шенди кичится своей мнимой ученостью, то дядя Тоби предается игре. Он тешит старость игрой в войну. На поля­не сооружаются военные крепости, ведется их осада. В пылу «сражений» дядя Тоби ощущает себя героем. Военное дело — его «конек» (nobby-horse). Теме «конька» в романе Стерна принад­лежит очень важное место, точно так же, как и образам чуда­ков. Именно в чудачествах во всей полноте и проявляется чело­веческая натура: «Когда человек отдает себя во власть господ­ствующей над ним страсти, — или, другими словами, когда его конек закусывает удила, — прощай тогда трезвый рассудок и осмотрительность!» Стерн убежден, что, не зная склонностей человека, его «конька», нельзя представить себе его характер.

«Конек», или «господствующая страсть», определяет пове­дение многих героев Стерна. «Конек» — это способ уйти от унылого однообразия повседневности, от трезвой расчетливо­сти буржуа, от его удручающего практицизма. Эту способ­ность отдаться какому-либо необычному увлечению Стерн определяет словом «шендизм».

Главное действующее лицо романа — сам автор. Его образ сложен и динамичен. Личность автора определяет тональ­ность повествования. Автор не только иронизирует над ге­роями своего романа, он беседует с «проницательными» чита­телями и смеется над ними. Субъективно-лирическое начало в произведении Стерна играет важную роль; так будет впослед­ствии и у романтиков.

Роман не завершен. Итальянские эпизоды Стерн написать не успел. 6 История английской литературы

Роман «Сентиментальное путешествие» продолжает маги­стральную линию творческих исканий Стерна. Уже в самом названии его сформулирована художественная программа писателя. Путешествие пастора Йорика по Франции1 — это путешествие «сентиментальное», и потому было бы напрас­ным искать в его описании точные факты или определенные события. Стерн передает движение душевной жизни своего героя — натуры восприимчивой и чувствительной. «О, милая чувствительность! — восклицает Стерн. — Неисчерпаемый ис­точник всего драгоценного в наших радостях и всего возвы­шенного в наших горестях!» Основная сфера интересов Стер­на-романиста — изображение мира чувств. Первостепенное значение приобретает то, каким образом воспринимает Йо­рик увиденное, какие ассоциации рождает у него та или иная встреча, то или иное впечатление.

Читать далее  Погода на Бали по месяцам, когда лучше ехать на Бали отдыхать

Образ пастора Йорика, перешедший из романа «Тристрам Шенди», становится в «Сентиментальном путешествии» ос­новным, сливаясь с образом автора. Имя Йорика появляется в произведениях Стерна не случайно, оно имеет определенную литературную традицию: это имя умершего шута из трагедии Шекспира «Гамлет». Йорик обладает даром едкой насмешки, и вместе с тем он — шут, развлекающий людей. Натура Йорика противоречива, переживаемые им чувства многообразны. Стерн прослеживает, как гордость взаимодействует с осто­рожностью, как лицемерие прикрывает скупость, любопытст­во одерживает верх над осмотрительностью и эгоизм торже­ствует над всем остальным. Любое чувство, зарождающееся и развивающееся в душе Йорика, для Стерна значительно. И вместе с тем подобный подход влечет за собой проявляю­щееся в романе стремление низвести подлинно большое и важное на уровень незначительного. Субъективизм становит­ся основным принципом в подходе к явлениям.

На основании романа Стерна нельзя составить впечатле­ние о жизни Франции, ее достопримечательностях, ее приро­де. Для «сентиментального путешественника» Йорика важны прежде всего его ощущения. И потому рассуждения Йорика об узниках, заключенных в Бастилии, и его монолог о рабстве и свободе занимают ничуть не больше места, чем его замеча­ния по любому другому вопросу.

В то же время на страницах романа встречаются выпады в адрес французских аристократов, намеки на несправедливость общественного строя Франции. Демократизм Стерна про­явился в образах простых людей Франции — лакея Да Флера, бедного крестьянина, молодой девушки Марии, потерявшей рассудок от любви.

Творчество Стерна отразило характерные особенности сентиментализма на позднем этапе его развития — отрицание разумности буржуазных форм жизни, противопоставление им мира чувств и скептицизм в восприятии окружающего.

Источник http://shporiforall.ru/shpory/zarubezhnojj-literature-11-po-20-veka/12-lorens-stern.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *