Открытый урок по истории в 5 классе на тему: Мифы и легенды Древней Греции план-конспект урока по истории (5 класс)

открытый урок по истории в 5 классе на тему: Мифы и легенды Древней Греции»
план-конспект урока по истории (5 класс)

Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.

Задачи урока:

1. Образовательные:

— проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;

— привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии.

2. Развивающие:

— развивать умение применять полученные знания;

— продолжить работу над развитием речи обучающихся;

— развивать навык работы в группе;

— продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.

3. Воспитательные:

воспитание внимательного слушания своего одноклассника;

— воспитание добросовестного отношения к учебе.

Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков

Скачать:

Вложение Размер
Файлotkrytyy_urok_mify_drevney_gretsii.docx 23.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока истории в 5 классе на тему:

«Мифы Древней Греции»

Цель урока: закрепить, обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме.

— проконтролировать степень усвоения основных знаний по теме;

— привлечь обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению древнегреческой мифологии.

— развивать умение применять полученные знания;

— продолжить работу над развитием речи обучающихся;

— развивать навык работы в группе;

— продолжить формирование навыка выполнения проблемного задания.

— воспитание внимательного слушания своего одноклассника;

— воспитание добросовестного отношения к учебе.

Тип урока: урок закрепления знаний и совершенствования умений и навыков

Вступительное слово учителя.

«Мифы Древней Греции» — тема сегодняшнего урока. Наша задача – повторить и обобщить все, что нам известно о богах и героях древних греков.

Итак, речь сегодня пойдет о мифах и их персонажах.

1. Вспомните, что такое мифы? (Миф – это сказание о богах).

Мифы — это первая форма поэтического сознания народа. В них — его философия, его история, его нравы, обычаи, идеалы и вся духовная жизнь в целом.

Повседневная жизнь древнего грека проходила в постоянном общении с богами. В сознании древних греков все силы и явления природы олицетворялись могущественными и бессмертными богами.

2. По греческим мифам в начале жизни существовал лишь вечный, безграничный, Хаос. Именно из него возник весь мир и бессмертные боги.Из Хаоса произошла богиня Земля – Гея и бог неба – Уран. 6 сыновей и 6 дочерей могучих, грозных титанов было у Урана и Геи. Младший из них, коварный Крон низверг своего отца и отнял у него власть.

Крон не был уверен, что власть навсегда останется в его руках. Он боялся, что и против него восстанут дети. И повелел он своей жене Рее приносить ему рождавшихся детей и безжалостно проглатывал их. Пятерых проглотил Крон: Гестию (богиню жертвенного огня и огня домашнего очага, покровительницу городов и государств); Деметру; Геру; Аида; Посейдона. Чтобы спасти последнего ребенка — Зевса, Рея скрыла его от отца на острове Крит, а вместо него бросила в пасть Крону камень. Крон не заметил обмана. Зевс вырос и восстал против своего отца, заставив его вернуть на свет проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть над миром. На помощь Зевсу пришли некоторые титаны и циклопы, выковавшие ему громы и молнии. И они победили, основавшись на Олимпе, никто больше не мог противиться их власти. Они могли спокойно править миром.

Читать далее  Пляжи Тенерифе: 12 лучших локаций для отдыха

Задание 1 «Кто это?»

А сейчас попробуем выполнить задание «Кто это?» Ваша задача – узнать мифологического персонажа по тем сведениям, которые о нем известны.

Слайд №12.

— Он бог, карающий и насылающий на человечество чуму и разные бедствия; страшен он в гневе и не щадят тогда никого его золотые стрелы. Вместе с тем, он – бог – целитель, его сын – бог врачей и врачебного искусства – Эскулап.

— Одно из главных его качеств – дар предсказания.

— Его постоянные спутники – лира и колчан со стрелами.

— Он всегда изображался юным, красивым и стройным.

— Он – победитель тьмы и злых духов, бог света и солнца, его называют Лучезарным.

— Он – покровитель муз и бог вдохновения. (Аполлон — слайд 13)

Он – бог гимназий, древнегреческих школ борцов, поэтому один из его атрибутов – Петух; его изображают в виде идеального юноши – высоким и стройным.

— Он – бог красноречия, одна из многочисленных обязанностей которого – обучение людей этому искусству.

Он – посланник богов, посредник между ними и человеком, он же проводник душ в царство Аида.

— Его главные атрибуты – низкая крылатая шляпа и палка, которую обвивают две змеи.

— Он – покровитель путешественников и мореплавателей. (Гермес — слайд 15)

-По преданию, всюду, где бы она ни появлялась, под ее ногами вырастали прекрасные цветы, стаями слетались птицы, дикие звери выбегали из леса и ласкались к ней.

-Она сделала внешний облик людей более приятным, ввела украшения и заботу о внешности.

-Она никогда не прикасалась ни к какой работе. Однажды она села за прялку, но угроза Афины, посчитавшей это вмешательством в свои дела, заставила ее с тех пор больше никогда не возвращаться к занятиям такого рода. (Афродита — слайд 17)

— Он бог жестокой и безжалостной войны;

— Его сыновья: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас) вечные спутники войны

В полном вооружении, в шлеме и с острым копьем. Она вышла из головы Зевса.

Аргонавтам она помогала строить корабль, эллинам,сражавшимся под Троей — деревянного коня (Афина — слайд 21)

Сестра Аполлона, вечно юная прекрасная богиня природы и покровительница охоты.

С колчаном за спиной и луком в руках. (Артемида — слайд 23)

Бог растительности, покровитель виноградства и виноделия.

В честь него 2 раза в год устраивались празднества. первый раз — весной, когда сажали новую виноградную лозу, второй — осенью, когда созревало молодое вино. (Дионис — слайд 25)

«Угадайка» (слайд 25)

Определите, какому греческому богу принадлежат слова:

1) «Ударю я трезубцем — и поднимается на море страшная буря, вздымаются огромные волны, которые бросают на скалы корабли, как легкие скорлупки. Отложу я трезубец — и утихают волны, спокойна бескрайняя гладь моря, а я на колеснице, запряженной златогривыми конями, спускаюсь на дно моря в великолепный дворец». (Посейдон)

Читать далее  Путешествие по австрии в горы

2) «Я сильнейший из всех богов. Бури и грозы, ветры и дожди, молнии и гром — все это происходит по моей воле. Горе тому, кто нарушит порядок, установленный мною на земле. Взмахну рукой — и поражу клятвопреступника пламенной молнией». ( Зевс)

3) Меня называют самым мрачным из богов. Глубоко под землей мое царство. Вход в него там, где заходит солнце. Нет возврата из моего царства. Там текут реки Стикс и Лета. Перевозчик Харон перевозит через них души мертвых». (Аид)

4) «Я бог кузнечного ремесла, родился хилым и болезненным, и Гера в гневе сбросила меня, своего сына, с Олимпа. Так и остался я хромым на всю жизнь». (Гефест)

Подвиги каких героев Греции воспеты в мифах? (Ответы детей).

(Прометей, Персей, Сизиф, Тантал, Кадм, Геракл, Дедал, Тесей).

Боги для древнего грека были всегда рядом с ним, они помогали или мешали ему, они являлись ему в образе его близких или известных ему людей. Чаще всего они приходили к нему во сне. Боги посылали людям свои знаки, например, полет птиц, чаще орла (слева – неудача, справа – удача). Какое бы дело не задумывал грек, первой его заботой было умилостивить богов, чтобы они помогали ему.

Что для этого делали греки? (Ответы детей).

Для этого греки приносили богам жертвы. Греки богов просили, умоляли, но иногда и бранили, не щадя даже главного бога Зевса. Боги, конечно, справедливы, но в то же время они страдали всеми пороками людей.

Древнегреческие легенды и сказания не исчезли бесследно. На их основе были созданы большие эпические поэмы.

Какие известны вам? (Ответы детей).

Гомер «Илиада» и «Одиссея». Мифические сказания излагали в своих произведениях древнегреческие драматурги: Эсхил — «Прометей прикованный», Софокл — «Антигона», Еврипид — «Геракл» (трагедия).

Ряд древнегреческих мифических сказаний содержится в произведениях греческих и римских авторов: Страбон «География», Вергилий «Энеида».

Эти легенды живы до сих пор, дошли до наших дней в произведениях писателей, художников и музыкантов, воспользовавшихся в сюжетах своих произведений эпизодами из древнегреческой мифологии.

Есть много скульптурных групп, созданных на сюжеты древнегреческих мифов. Мифологические персонажи многократно упоминаются в баснях Крылова И.А, стихотворениях Державина Г.Р., Жуковского В.А., Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю., Тютчева Ф.И. и др.

По греческому преданию, дочь Критского царя Миноса, которому афиняне должны были один раз в 10 лет отсылать 14 девушек и юношей. Судьба их была трагична: царь Крита отдавал их на съедение Минотавру, жившему в страшном лабиринте, из которого никто не находил выхода. Тесей решил освободить Афины от этой позорной дани. Воспользовавшись чудесной «нитью» — клубком, который дала ему дочь Миноса, полюбившая его, он вышел из лабиринта невредимым и спас всех.

(Ариадна, «нить Ариадны»; найти выход из трудного положения)

Один из величайших героев мифов о Троянской войне. Ему было предсказано, что он совершит множество подвигов, но погибнет молодым и домой из-под Трои не вернется. Его мать, морская богиня Фетида, пыталась уберечь сына от преждевременной смерти, когда тот был еще младенцем. Она знала, что река, текущая в подземном «царстве мертвых», обладает чудодейственной силой. В ее водах Фетида выкупала мальчика и сделала его неуязвимым. Лишь одно место осталось уязвимым. И именно это стоило ему жизни . (Ахиллес, «ахиллесова пята»; уязвимое, ранимое место)

Читать далее  Музеи Ватикана и тур по Древнему Риму. Экскурсия по древнему риму

Греки не могли овладеть Троей силой, и тогда Одиссей решил действовать хитростью. Греки сели на корабли, отплыли от берега, оставив только огромного деревянного коня. Один из пленных греков сказал, что этот конь посвящен самой богине Афине, его нужно втащить в город, и он принесет счастье и удачу. Троянцы с большими усилиями затащили коня в город. Ночью из коня вышел отряд во главе с Одиссеем. Той же ночью на кораблях вернулось греческое войско. Троя пала.

(«Троянский конь»; тайный, коварный замысел, подарок, несущий с собой гибель)

И еще одна небольшая игра. Сейчас я по очереди задаю каждой команде вопрос, если она отвечает, то получает жетон, если нет, то отвечает тот, кто знает правильный ответ (но только не выкрикивая, а поднимая руку!)

Поехали!
Задание 4. « Блиц-опрос» (слайд 41)

Вопросы задаются командам по очереди.

Назовите остров, на котором родился и царствовал Одиссей? (о.Итака)

Кто был отцом Геракла? (Зевс)

Как называли птиц с женским лицом, заманивающих своим пением моряков? (Сирены)

Какую войну выиграла всего одна лошадь? (Троянскую)

Как появилась на свет Афродита? (Из пены морской)

Кто такой минотавр? (Человекобык)

Как звали последнего царя Трои перед тем, как она была разрушена? (Приам)

Кому троянский царевич отдал яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)

Сколько лет странствовал Одиссей? (20 лет)

Как звали циклопа, которого Одиссей лишил зрения? (Полифем)

Какой могущественный бог был отцом этого циклопа? (Посейдон)

Как звали жену Одиссея? (Пенелопа)

III. Подвести итоги урока. Объявить оценки. Рефлексия.

Итак, подведем итоги сегодняшнего урока.

Что нового мы сегодня узнали?

А теперь посчитаем, сколько жетонов набрала каждая команда?

IV. Домашнее задание:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мифы и легенды Древней Греции.5 класс

Для того,чтобы урок прошёл успешно, необходимо дать предварительное задание учащимся: прочитать мифы о богах и 12 подвигов Геракла, выписать имя бога и указать сферу его покровительс.

Внеклассное мероприятие: Интеллектуальная игра по истории Древнего Мира «Мифы и легенды Древней Греции»

Цель мероприятия: в игровой форме, интересно и ненавязчиво проконтролировать качество усвоения учащимися учебного материала, закрепить и обобщить знания по теме и пополнить их, активизировать речевую .

В поисках золотого руна. Игра-викторина по мифам и легендам Древней Греции.

Игра-викторина «В поисках золотого руна» поможет проверить знания учащихся мифов Древней Греции, а также узнать много нового и интересного.Предложенный сценарий и презентацию можно использовать во вне.

Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции»

Театрализованная игра-путешествие «Мифы и легенды Древней Греции».

Презентация «Контрольная работа по теме «Мифы и легенды Древней Греции»

Данная презентация может быть использована на итоговом уроке литературы в рамках изучения темы «Мифы и легенды Древней Греции» с целью проверки знаний обучающихся 6 класса.

Открытый урок по истории 5 класс ( по теме: «Древний Восток»)

laquo;Древний Восток» — одна из важнейших тем раздела «Древнейшие цивилизации Азии». Учащиеся должны усвоить, особенности возникновения и развития стран Древнего Востока. Увидеть ро.

Тест. Словарная работа по теме «Мифы и легенды Древней Греции».

Данный материал используется на уроках литературы по теме » Мифы и легенды Древней Греции». Тест поможет выявить степень усвоения знаний учащимися по теме. Эту форму письменного опроса можно.

Источник https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2022/04/09/otkrytyy-urok-po-istorii-v-5-klasse-na-temu-mify-i-legendy

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *