Урок «Древняя Финикия» (5 класс)
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Урок -знакомство с географическим положением, образом жизни, занятиями и изобретениями древних финикийцев. Предполагает использование мультимедийной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnyaya_finikiya.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по истории Древнего мира Древняя Финикия 5 класс
Цель: знакомство с географическим положением, образом жизни, занятиями и изобретениями древних финикийцев
- Образовательные (познавательные):
1).Создать представление о местоположении, природных условиях и основных занятиях жителей Древней Финикии;
2).Познакомить с особенностями кораблестроения и мореплавания древних финикийцев (типы кораблей, направления путешествий, основание колоний);
3).Выяснить предметы экспорта-импорта финикийцев;
4).Показать важность изобретений финикийцев для наших дней;
5).Раскрыть особенности финикийского алфавита;
Создать условия для формирования у учащихся:
- Умения работать с исторической картой;
- Логического и образного мышления путём наводящих вопросов проблемного характера;
- Творческого мышления (посредством выполнения творческих заданий);
- Умения сравнивать однородные явления на примере сопоставления военного и торгового кораблей, природно-климатических условий и занятий населения Египта и Финикиии, финикийского и славянского алфавитов;
- Воспитательные:
1).Показать вклад финикийцев в мировую культуру;
2).Продолжить формирование ценностных ориентаций учащихся путём знакомства с ценностями древних финикийцев.
Оборудование: мультимедийная доска и компьютер, таблички с терминами (предметная наглядность – 2 шкатулки, папирус, вино, оливковое масло, пурпуная ткань, серебряное украшение, стеклянный сосуд, модели греческой посуды, кедровая шишка, фигурка раба, кусочек угля, верёвка)
1.Повторение домашнего задания.
2.Происхождение названия. Местоположение Финикии.
3.Природа и занятия населения.
7.Подведение итогов урока.
8.Д.з.: §16, §2 в рабочей тетради. Составить рассказ о жизни и занятиях финикийцев.
1. Повторение домашнего задания.
Представление учащимися ребусов по Древнему Египту (термины)
Историю какой страны мы закончили изучать на прошлом уроке?
Показать на карте территорию Египта в период Нового царства?
В состав Египта в период расцвета входили большие территории, в том числе и страна, с которой сегодня будем знакомиться.
См. тему урока на доске (слайд 1) .
Показать ребус со словом «Финикия».
2 . Происхождение названия. Местоположение Финикии.
Поскольку сегодня знакомство с новой страной, давайте подумаем, что нам нужно узнать о Финикии? Зачем нам это нужно? (Ответы учащихся: местоположение, природно-климатические условия, занятия населения, особенности образа жизни, управления этой страной в древности. Сможем сравнить с историей уже изученных стран)
3. Природа и занятия населения.
Цивилизации Египта и Междуречья возникли на берегах рек, а Финикия — на узкой полоске между скалами и морем вдоль морского побережья. Ф. занимала территорию современного государства Ливан. Как можно было попасть из Древнего Египта в Финикию? (2 пути – морской и сухопутный)
Представьте, что вы — купец или военачальник, которому нужно попасть в Финикию. Каким путём вы будете добираться до этой страны? См. слайд 2 на доске, маршрут отметить значками – вероблюд или корабль — на карте (слайд 2) .
Местоположение (записать в тетрадь) – Восточный берег Средиземного моря.
Население (записать в тетрадь) – финикийцы.
- Как вы думаете, в чём природно-климатические особенности этой страны?
- Что вызвало бы удивление египтянина, попавшего в Финикию? (Кедровые леса, кедр на гербе современного Ливана)
- Каковы достоинства и недостатки близости страны к морскому побережью?
+ сходились торговые пути Передней Азии, здесь шли бесконечные караваны. Они двигались с севера на юг, в Египет и Палестину и в обратном направлении
+ удобные гавани, морские порты
+ виноградники, оливковые деревья
— отсутствие крупных рек и плодородных земель
— часто становились объектом нападения других народов (египтян, ассирийцев и др.)
У жителей этой страны не было сильной армии, финикийцы постоянно испытывали давление со стороны более сильных и воинственных соседей, да и единого государства на территории Финикии не сложилось. А что же было? (См. карту в атласе и на доске – города-государства Тир (скала), Сидон (место рыбной ловли), Библ – в переводе с греческого «папирус»). Какие слова с корнем Библ употребляются до сих пор? (Библия, библиотека)
Исходя из местоположения, предположите, могли ли в Финикии, как в Древнем Египте занятиями населения стать земледелие и скотоводство? Каким занятиям благоприятствовали местоположение и природно-климатические условия? (Рыболовство, мореплавание и кораблестроение, ремесло)
Итак, в Финикии не было крупных рек, плодородных речных долин, но зато там в горах росли кедровые леса. Финикийцы сколачивали из их брёвен прочные корабли и отправлялись в далёкие плавания. В мировую историю финикийцы вошли как мореплаватели и кораблестроители.
4 .Покорители моря.
Задание учащимся : определить, какой из двух кораблей торговый, какой — военный, чем военный корабль отличался от торгового судна? (слайд 3) (Форма: военные корабли – узкие и длинные, более быстроходные и маневренные. Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам. В носовой части корабля располагался таран , оббитый медью. Таран (записать в тетради) – заострённый выступ в носовой подводной части корабля, пробивающий борт вражеского судна. Для чего был нужен? О древних финикийцах ходила дурная слава как о пиратах и разбойниках, похищавших людей и торговавших ими. Торговые корабли – имели широкие полукруглые борта (чтобы поместилось больше товара). На таких судах гребцов было мало, шли эти корабли неспешно. К носу крепился большой сосуд из обожжённой глины для хранения питьевой воды).
Зачем на корабле сосуд с питьевой водой, если вокруг море? (Путешествия продолжались по нескольку недель и даже месяцев).
Где во время путешествия можно было пополнить запасы воды? На протяжении пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием. Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали колонии (см. учебник, стр. 76, записать определение в тетради)
См. карту «Колонии финикийцев», выполнить з адание: назовите финикийские колонии, со временем превратившиеся в крупнейшие города мира (показать на слайд 4 ).
Бывали они далеко за пределами Средиземного моря, выходя в Атлантический океан через Гибралтарский пролив («столбы Мелькарта», «Геркулесовы столпы»), побывали у берегов Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными (Почему? Олово – для производства меди, своих полезных ископаемых не было).
Задача : известно, что в 600 году до н.э. один египетский фараон (Нехо) решил узнать, вся ли Африка омывается морем или нет. Он не стал снаряжать собственную экспедицию, а поручил это дело финикийским мореплавателям. Почему?
См. карту «Путешествие финикийцев вокруг Африки» в учебнике на стр.74.
Как учёные узнали об этом? (если позволит время — письменный источник — текст «Древнегреческий историк Геродот о плаваниях финикийцев» и вопросы к нему)
5 .Изобретения финикийцев.
Таран – это лишь одно из изобретений финикийцев. Известно ещё несколько их изобретений, в том числе и те, которыми мы пользуемся до сих пор.
Рассказ финикийского купца об изобретении стекла (см. задание № 2 в рабочей тетради на стр.28).
Из стекла выдували маленькие изящные сосуды для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.
Раскопки древних финикийских городов открыли взглядам археологов груды пустых морских раковин. Оказывается, из морских моллюсков финикийцы добывали краситель для тканей , секрет его производства никому не открывали. Судя по количеству отходов, можно догадаться о размахе производства и богатстве финикийских торговцев тканями. Эти ткани красивого пурпурного цвета сразу вошли в моду и пользовались огромным спросом — купить их могли только очень богатые люди. От названия краски, возможно, произошло и название страны – Финикия.
1).Напоминает слово «финики» — фиников было много, но они там не произрастали, их привозили из Египта
2).Фин – (Финляндия) – «хвойный» — действительно, здесь произрастал ливанский кедр, хвойное растение
3).Греки – дали такое название, «тёмно-красный, пурпурный».
Закрепление: представьте себя в роли финикийского купца. Вы собираетесь в дальний путь и вам нужно снарядить корабль. Вы планируете посетить страны Восточного Средиземноморья, с заездом в Египет. Какие товары вы погрузите на корабль? От чего будет зависеть ваш выбор? (слайд 6)
Вспомните, в каких странах Древнего Востока существовала письменность? Как она называлась? Ещё одно изобретение — алфавит. Именно купцы финикийских городов — Библа, Тира и Сидона — отказались от применения иероглифов и клинописи при ведении деловых записей и изобрели более удобную для запоминания и чтения разновидность письма.
См таблицу с финикийским алфавитом на стр. 77 в учебнике.
В финикийском алфавите каждый значок — буква передавал несложные иероглифические рисунки, обозначающие то слог, то целое слово. Изобретенное финикийцами алфавитное письмо впоследствии широко распространилось по свету, и сейчас большинство народов мира пользуется алфавитами, происходящими от первого — финикийского.
Задание : пользуясь финикийским алфавитом, впишите в остальные клеточки нужные буквы (слайд 7)
Проверить записи учащихся в тетради: изобретения финикийцев – таран, прозрачное стекло, зеркало, пурпурная краска, алфавит.
6 .Судьба Финикии.
Как исчезла финикийская цивилизация? Сколько времени она существовала? (1200 г. – 146 г. до н.э.)
Ливан стал родиной Финикии , развитого морского торгового государства, растянувшегося вдоль берега Средиземного моря . Расцвет Финикии пришёлся на 1200—800 до н. э. В VI веке до н. э. Финикия попала под владычество персов во главе с Киром Великим . В 332 до н. э. Александр Македонский совершил поход на Финикию, уничтожив её крупнейший город — Тир . С распадом империи Македонского Ливан вошёл в состав Царства Селевкидов , а в I веке до н. э. — Римской империи (146 г. до н.э.).
Вопрос учащимся : какой образ Древней Финикии сложился у вас?
7.Подведение итогов урока. Оценка работы на уроке учащимися.
8.Домашнее задание: §16 в учебнике, §2 в рабочей тетради. Составить рассказ о жизни и занятиях финикийцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древняя Финикия
Древняя Финикия была всего лишь небольшим клочком земли. Но их речь звучала в гаванях египетских городов, на берегах Сицилии, Испании, Северной Африки, в греческих портах. Финикийские корабли .
Презентация «Древняя Финикия»
Презентация создана для проведения интегрированного урока истории и ИКТ в 5 классе.
Технологическая карта урока истории в 5 классе «Древняя Финикия»
Технологическая карта урока.
Технологическая карта урока истории Учитель: Воробьева Т. А. МБОУ «СОШ № 12» г. Новомосковск Класс 5 Тема урока: «Древняя Финикия».
Открытый урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Урок истории на тему «Путешествие в Древнюю Финикию»
Урок истории на тему «Путешествие в Древнюю Финикию» был разработан для учащихся 5-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовател.
Подготовка к ВПР по истории 5 класс. Тема: «Древняя Финикия»
Тема: «Древняя Финикия".
Презентация к уроку «Древняя Финикия»
К урокам о Древней Финикии.
Источник https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2013/06/12/urok-drevnyaya-finikiya-5-klass